- Пеледыш пайрем: описание и история праздника
- История праздника
- Инициатор праздника
- Замена народным традициям
- Революционный день трудящихся
- Запрет праздника
- Формат праздника
- Пеледыш пайрем
- Содержание
- Локальные названия.
- Распространение.
- Сроки и время проведения.
- Значение праздника.
- Обряды.
- Источник
- Пеледыш пайрем праздник цветов отмечается
- Праздник цветов «Пеледыш Пайрем»
- Презентация на тему «История праздника Пеледыш пайрем (Праздник цветов)»
- Оставьте свой комментарий
Пеледыш пайрем: описание и история праздника
Пеледыш пайрем — популярный национальный праздник, который отмечается в республике Марий Эл. Он был создан во времена зарождения Советского Союза. Символизирует весенне-летнее возрождение природы, призван воспитывать патриотизм и любовь к малой родине. В наши дни празднуется в третью субботу июня.
История праздника
В то время местные средства массовой информации призывали всех, кому дорого будущее марийского народа, прийти на пеледыш пайрем в Сернуре.
Инициатор праздника
Главным идейным вдохновителем праздника стал марийский поэт, драматург и общественный деятель Александр Конаков. Он жил и творил на рубеже XIX-XX веков.
Конаков окончил военно-хозяйственные курсы при Приволжской академии, которая базировалась в Казани. Преподавал педагогику. Именно он основал праздник, который первоначально назывался Йошкар пеледыш пайрем, что в дословном переводе означает «Красный праздник цветов». Он до сих пор считается одним из самых любимых и почитаемых среди марийцев.
В 1922 году Конаков скоропостижно скончался от болезни. Ему было всего 34 года.
Замена народным традициям
Праздник пеледыш пайрем должен был прийти на смену традиционному народному празднику Семык.
Он был очень популярен на Руси еще с XVII века. Отмечали его также в конце весенних полевых работ. В этот день традиционно поминали усопших, а также казненных и умерших от болезней и голода. Молодые девушки проводили специальные обряды, которые должны были помочь им в ближайшее время родить ребенка.
Пеледыш пайрем должен был стать новым советским праздником. На первые торжества съехались не только местные жители, но и гости из окрестных сел и деревень. Все началось с торжественного шествия, затем прошли спортивные игры и митинг. Вечером устроили постановку спектакля «Эртыше» по пьесе местного автора Токмурзина. Завершилось все поэтическими чтениями и концертом.
В тот день в Сернуре зажгли факел, который затем торжественно пронесли по всем окрестным деревням и селам.
Революционный день трудящихся
В 1923 году этот праздник получил официальный статус. Он стал народным революционным днем всех трудящихся Марийской автономной республики. Датой празднования был установлен четверг, когда отмечали и Семык.
Поэтому в 1923 году пеледыш пайрем в Йошкар-Оле состоялся 23 мая. Его организаторами выступили видные марийские деятели культуры — Ефремов, Шкетан, Палантай, Чавайн, Шабдар.
В первые годы к подготовке к празднику относились особенно тщательно. В 1925 году он был устроен в одной из священных рощ на месте традиционных языческих обрядов. Известный исследователь культуры марийского народа Соловьев в середине 60-х годов сообщал, что многие очевидцы помнят, как отмечался этот день. После данного праздника можно уверенно заявлять, что марийская культура окончательно вышла из темноты и отсталости.
К тому же праздник пеледыш пайрем в Йошкар-Оле сыграл важную роль в просвещении марийцев.
Запрет праздника
В 30-е годы советские власти запретили праздник. Он был возрожден только по инициативе Валентина Семеновича Губина. Решение было принято на заседании бюро марийского областного комитета коммунистической партии. Чиновники решили возродить ежегодное отмечание этого праздника. Датой было определено третье воскресенье июня. Как раз в это время заканчивались основные весенние полевые работы.
В общении с местными СМИ Губин вспоминал, как ему пришла в голову идея восстановить этот праздник. По его словам, в середине 60-х годов он руководил отделом культуры в Сернуре. Старики ему увлеченно рассказывали, как в 20-х годах с подачи марийского писателя Конакова в их местах на протяжении шести лет отмечался этот праздник. Это были своеобразные торжества, посвященные окончанию весенних полевых работ. Тогда активно насаждали новые советские праздники взамен старых традиций.
Многие запомнили митинги, лекции, агитации за здоровый образ жизни, а также благоустройство. Особенно всем нравилась идея чествовать лучших работников, которые проявили себя на полях.
Поэтому было решено по-новому возродить этот праздник. На него приехало руководство республики, идея им понравилась. Поэтому они решили закрепить его официально. Для этого издали специальное постановление о ежегодном праздновании в третье воскресенье июня. Такое решение было принято на заседании областного комитета партии и республиканского Совета Министров.
В истории современной России дата пеледыш пайрем еще раз изменилась. В 1996 году его перенесли на 12 июня. Он стал отмечаться одновременно с Днем независимости России, который позже стал называться просто Днем России.
Только в 2009 году вернули более привычную марийскому народу дату — третью субботу июня.
Формат праздника
В настоящее время республиканским министерством, которое заведует культурой, печатью и делами национальностей, разработана единая форма проведения этого праздника для жителей сельской местности. Ее делят на две части — официальную и развлекательную.
В официальную часть включают церемонию торжественного поднятия флага, подведение итогов весенне-полевых работ. В развлекательной части этого праздника обязательно присутствуют увлекательные игры, концерты, выступления лучших местных творческих коллективов.
Самое массовое празднование организуют в Йошкар-Оле. Тут оно проходит в формате народного гуляния. Сначала торжественное открытие на главной площади города. Оттуда стартует костюмированное шествие, устраиваются различные увлекательные мероприятия.
Сегодня это не только праздник всех марийских крестьян. Он, как и в те времена, когда только зарождался, носит ярко выраженный патриотический характер. Снова всех участников учат любить свою малую родину, с трепетом относиться к исполнению гражданского долга. Сегодня он остается одним из самых любимых среди марийцев.
Источник статьи: http://fb.ru/article/333852/peledyish-payrem-opisanie-i-istoriya-prazdnika
Пеледыш пайрем
Пеледыш пайрем (Праздник цветов)
Содержание
Локальные названия.
Пеледыш айо (горные марийцы).
Распространение.
Отмечается как общенародный праздник в Республике Марий Эл и за ее пределами — в местах компактного проживания марийцев (Республики Татарстан, Башкортостан, Кировская, Екатеринбургская области, гг. Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Чебоксары). С 1965 года Пеледыш пайрем имеет государственный статус.
Сроки и время проведения.
Пеледыш пайрем проводится после завершения весенне-полевых работ и проходит поэтапно: сначала в сельской местности, затем в столице республики Йошкар-Оле. Общереспубликанский праздник приурочен ко Дню независимости России и ежегодно отмечается 12 июня.
Значение праздника.
Впервые Пеледыш пайрем под названием Йошкар пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе Сернур. Он был приурочен к народным календарным праздникам Агавай-рем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское население от религиозных праздников. В первые годы Советской власти Пеледыш пайрем сыграл большую роль для просвещения марийского народа. В 20—30-е годы XX века праздник содействовал закреплению в народе новой жизни, вносил знания и культуру в повседневный быт марийцев. В современный период Пеледыш пайрем является неотъемлемой частью национальной культуры марийского народа. Он прославляет мирный труд, людей труда, служит укреплению национального самосознания народа, его единению, утверждает идею сохранения языка, песен, танцев, народного костюма, пропагандирует дружбу между народами.
Обряды.
В сельской местности установилась единая форма проведения Пеледыш пайрема. Праздник состоит из 2-х частей — торжественной и развлекательной. В торжественную часть входит открытие праздника с поднятием флагов, подведением итогов весенне-полевых работ, чествованием передовиков сельского хозяйства. Развлекательная часть включает в себя концерты художественной самодеятельности, спортивные состязания (волейбол, футбол, скачки на лошадях), различные веселые конкурсы, аттракционы, игры, национальную борьбу. В Горномарийском районе к празднику Пеледыш айо приурочивается праздник песни, где участвуют хоровые коллективы со всей республики.
Пеледыш пайрем в Йошкар-Оле проходит как массовое народное гулянье. В программе праздника: костюмированное шествие по главным улицам города, открытие праздника на главной площадке центрального парка культуры и отдыха, где всех присутствующих приветствуют члены правительства, депутаты Госсобрания, мэр города, Верховный карт республики, персонажи из марийских легенд и преданий, концертные выступления лучших профессиональных и самодеятельных коллективов и исполнителей, игры, конкурсы, состязания гиревиков, национальная борьба.
Источник
Справочник «Марийские праздники». Калинина О.А.
Источник статьи: http://aboutmari.com/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%8B%D1%88_%D0%BF%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%B5%D0%BC
Пеледыш пайрем праздник цветов отмечается
Праздник цветов «Пеледыш Пайрем»
Этот удивительно красивый марийский праздник проходит в селе Мари Ошаево, расположенного в Пижанском районе. Праздник Пеледыш Пайрем символизирует собой окончание весенних сельскохозяйственных работ и наступление кратковременного отдыха перед летними работами. Впервые праздник Пеледыш Пайрем состоялся в селе Сернур, в 1923 году. В республике Марий Эл этот праздник ежегодно совпадает с Днем независимости России и празднуется 12 июня.
Почему этот праздник назван «праздником цветов»? В старину во время праздника марийцы разжигали большой костер, а вокруг него раскладывали букеты из цветов, как символ праздника. Это событие было призвано обеспечить хороший урожай. Марийцы, по своей сути язычники, обращались тогда к богу с просьбой послать им хороший урожай, благоприятствовать вкушению пищи и игрищам.
Основными угощениями на празднике служили: домашний квас (пура), хлебцы (эгерче), блины, лепешки, перемечи, пироги из ягод и грибов, ватрушки, а также сырки (туара). Яйца, или как их называли марийцы, муно являлись символом плодородия, именно поэтому вместе с зерном их бросали в первую полосу с пожеланием богатого урожая.
Увеселительная часть праздника Пеледыш Пайрем включала состязания и игры. Победителям вручала подарки самая молодая замужняя женщина, которая являлась символом взаимосвязи женской природы с плодородием. Во время спортивных игр свою силу и ловкость демонстрировали также женихи и невесты, некоторые могли выбрать себе пару и образовать молодую семью. Специально для праздника, с восходом солнца, дети собирали по дворам призы: полотенца, платки, куски ткани, яйца и прочие продукты.
Исторически сложилась единая форма проведения этого праздника, который включал две основные части – торжественную и развлекательную. Торжественная часть начинается с открытия праздника, поднятия флага и подведения итогов весенних полевых работ и чествования лучших тружеников. Развлекательная часть предполагает вокальные и танцевальные выступления, спортивные состязания, веселые конкурсы, аттракционы и национальную борьбу.
Интересно отметить, что, согласно национальной традиции, в состязаниях могут участвовать только «батыры» (богатыри) и «чи мари», что в переводе означает «светлые марийцы». Они исповедуют традиционную религию Мари и не покланяются Христу. Выходить на схватку с соперником нужно только с чистыми помыслами и добрым сердцем. Несколько участников поочередно пытаются оторвать друг друга от земли и повалить к ногам судьи. Зрители обычно с азартом подбадривают смельчаков.
Побывав на празднике Пеледыш Пайрем в селе Мари Ошаево, у Вас есть возможность познакомиться с культурой и историей марийского народа, увидеть их национальные танцы, услышать необыкновенно красивые и лиричные песни, посетить мастер-классы по марийскому языку и даже отведать что-нибудь необычное из марийской национальной кухни. Кроме того, пижанские марийцы организовывают различные выставки, где Вы можете посмотреть шедевры декоративно-прикладного искусства, особенности национального марийского костюма. Следует отметить, что марийцы села Мари Ошаево весьма бережно относятся к наследию своих предков. Также на празднике Пеледыш Пайрем выступают и марийские ансамбли из Йошкар-Олы, а также из Уржумского, Санчурского, Кикнурского районов Кировской области.
Источник статьи: http://xn--80ady5a5d.xn--p1ai/prazdnik/6/prazdnik-tsvetov-peledysh-payrem/
Презентация на тему «История праздника Пеледыш пайрем (Праздник цветов)»
Описание презентации по отдельным слайдам:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 г. Йошкар – Олы» История праздника «Пеледыш пайрем» (исследовательская работа) Выполнила: Юзыкайн Райда ученица 3б класса Руководитель: Николаева И.В., учитель начальных классов
Анкетирование. Вопросы анкеты: 1. Знаете ли вы национальный праздник «Пеледыш пайрем»? Ответ: да — 25 чел., нет — 0 чел. 2. Когда проводится этот праздник ? Ответы: в июне — 17 чел., не знаю — 8 чел. 3. Как переводится название праздника на русский язык? Ответы: праздник цветов — 5 чел., не знаю — 20 чел. 4. Как вы думаете, сколько лет проводится данный праздник в нашей республике? Ответы: 10 лет — 9 чел., 30 лет — 5 чел., не знаю — 11чел. 5. Принимали ли вы участие в празднике «Пеледыш пайрем»? Ответы: да — 25 чел., нет — 0 чел.
Актуальность темы: При подведении итогов анкетирования, оказалось, что все ребят нашего класса знают, что в нашей республике проводится праздник «Пеледыш пайрем», сами принимают в нем активное участие. Но не смогли ответить на вопросы о том, сколько лет проводится этот праздник, когда и чему посвящен. Цель и задачи: Собрать и обобщить информацию о празднике «Пеледыш пайрем» Методы исследования: Поисковый: изучение и анализ литературы по данному вопросу. Опрос учащихся. Обобщение и анализ собранного материала.
История праздника 25 июля 1917 г.- Первый Всероссийский съезд мари. 1919 г. – разработка праздника. 27-29 мая 1920 г. – первый праздник «Пеледыш пайрем» в поселке Сернур. Цель праздника: показать добрые намерения советской власти.
Основатель праздника Марийский поэт, драматург и общественный деятель Александр Фёдорович Конаков (1887-1922) Основал праздник, который первоначально назывался Йошкар пеледыш пайрем, что в дословном переводе означает «Праздник красного цветка»
Замена народным традициям 4 июня — Семык (Семик) — главный праздник марийцев, отмечался по окончанию весенних полевых работ. Праздник «Пеледыш пайрем»должен стать новым советским праздником.
День трудящихся 1923 год 23 мая -праздник получил официальный статус. В 1925 году был проведен в одной из священных рощ на месте традиционных языческих обрядов. Летом 1928 года праздник вышел за пределы Марийской автономной области.
Запрет и возрождение праздника В 30-е годы праздник запретили. В 1965 году праздник возродился 20 июня проведен в районах , а 27 июня в г. Йошкар-Оле. В 1996 году стали отмечать 12 июня в День России. В 2009 году снова стали отмечать в 3-ю субботу июня.
«Пеледыш пайрем» в наши дни Единая форма проведения праздника: официальная и развлекательную. В официальную часть включают церемонию торжественного поднятия флага, подведение итогов весенне-полевых работ. В развлекательной части этого праздника обязательно присутствуют увлекательные игры, концерты, выступления лучших местных творческих коллективов. Самое массовое празднование организуют в Йошкар-Оле. Оно проходит в формате народного гуляния.
«Пеледыш айо» в горномарийском районе На живописной Певческой поляне деревни Сиухино, ежегодно 12 июня, проходит праздник «Пеледыш айо». Это традиционный, подлинно национальный, праздник горномарийского народа, олицетворяющий его бессмертный дух, благородство и доброту.
Победитель международного проекта финно-угорских народов «Семь чудес финно-угорских и самодийских народов» в номинации «Праздник»
Результаты работы Праздник «Пеледыш пайрем» проводится ежегодно в третью субботу июня или 12 июня в День России, по окончании весенне-полевых работ. 2. Официально праздник проводится с 1923 года, значит празднику уже 95 лет. 3. Цель праздника — объединение марийского народа, воспитание любви к родному краю и сохранение национальных традиций. 4. Праздник «Пеледыш пайрем» в переводе с марийского означает «Праздник цветов». В марийском календаре июнь месяц называется пеледыш.
Список использованных источников 1. Калинина О.А.Марийские праздники. Йошкар-Ола, 2006 г., с. 40-43. 2. Юзыкайн Э.А. Марла календарь ( к 100-летию со дня издания). Йошкар-Ола, 2007 г. 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пеледыш пайрем 4. http://mari-arslan.ru/Пеледыш пайрем — Праздник цветов 5. http://posredi.ru/ марийский праздник «Пеледыш пайрем» 6. http://mincult12.ru/Пеледыш пайрем, 2018 г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Номер материала: ДБ-707626
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник статьи: http://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-istoriya-prazdnika-peledish-payrem-prazdnik-cvetov-3853067.html