- Праздник обновления
- О празднике Обновления храма
- Беседа в праздник обновления (Иоан. 10:22-42).
- Читайте также
- Праздник обновления
- XXII В Иерусалиме. Свидетельство Иисуса Христа в праздник Обновления храма о своем единосущии с Богом Отцом
- 17. Праздник обновления (10:22–42)
- 17. Праздник обновления (10:22—42)
- Беседа о хлебе небесном (Иоан. 6:22-71).
- Христос идет на праздник в Иерусалим (Иоан. 7:1-9).
- Беседа с иудеями в храме (Иоан. 8:12-59).
- Беседа о добром пастыре (Иоан. 10:1-21).
- 22. Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.
- ГЛАВА XLV Праздник обновления храма
- Беседа о хлебе небесном (Иоан. 6:22-71).
- Христос идет на праздник в Иерусалим (Иоан. 7:1-9).
- Беседа с иудеями в храме (Иоан. 8:12-59).
- Беседа о добром пастыре (Иоан. 10:1-21).
- Беседа в праздник обновления (Иоан. 10:22-42).
Праздник обновления
Дорогие наши читатели! Поздравляем Вас с Рождеством Христовым и с наступающим 2004 годом!
«Надеющиеся на Господа обновятся в силе» (Ис.40:31)
Среди множества праздников, упомянутых в Библии, есть один загадочный праздник, о котором не говорится в канонических ее книгах: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима» (Ин.10:22). Это был праздник очищения и обновления храма. «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне; но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего: Я и Отец — одно» (Ин.10:23-30).
Была зима, все полевые работы приостановились, у иудеев было больше свободного времени, и они его уделяли размышлениям об очищении храма и восстановлении былой славы Израиля. Они и до сих пор празднуют этот праздник, называемый «Ханука» и зажигают много света в своих домах, связывая очищение храма с очищением своих домов и своей жизни.
Здесь они обратили внимание на ходящего среди народа Иисуса из Назарета, всеми почитаемого за пророка, и решили выяснить, наконец, все, что их волновало и не давало покоя. Они хотели выяснить, на самом ли деле этот пророк, жизнь и поведение которого им непонятны, будет утверждать, что Он Мессия? Это означало бы для них конец всего привычного, пусть даже и не столь славного, но такого родного и традиционного, что связывало их с Авраамом, с Моисеем и храмом, что являлось их верой в жизнь вечную. Если бы этот неподкупный пророк, сильный в слове и деле, творящий чудеса, на самом деле оказался Мессией, то это означало бы для них конец их привычного миропорядка.
А Иисус ходил в притворе Соломоновом и искал тех, кто принадлежит к Его овцам, кто поверил бы слышанному от Него, кто мог бы последовать за Ним, и кто способен пойти на коренные перемены в своей жизни. Обновление, которое принес Иисус, гораздо больше, чем обновление дома, больше, чем исцеление от болезни или очищение от проказы греха и даже больше спасения при покаянии. Обновление — это не замена изношенных частей новыми все того же стандарта, но замена ветхого на совершенно нового человека (Еф.2:15), созданного во Христе Иисусе по образу и подобию Его. «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим… и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез.11:19-20). Это равносильно концу всего ветхого в человеке и началу всего нового, славного. Это и есть настоящий праздник обновления, который осуществился во Христе Иисусе, о котором говорит Писание: Рим.7:6, Еф.4:23, 2Кор.4:16, 4:23, Тит.3:5.
Всякий раз, когда является «благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога», всякий раз Он спасает нас «не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом», Который Он изливает «на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:4-6). Такое обильное излияние благодати на верующих в Него с древних времен называлось пробуждением. Во время его происходит вся основная Божья работа, когда закладывается основание на многие годы для дальнейшего развития и успешного роста церкви. Обильная благодать сопровождается всякими проявлениями, действиями и служениями Духа Святого. По действию очищения и обновления для всего человека пробуждение сравнивается с эффектом бани на его организм. Многие, пережив рождение свыше, но не пережив настоящего посещения Святым Духом, когда приходят искушения, оказываются не укорененными и не утвержденными в Боге и отпадают.
Слава Богу, что Иисус сказал им тогда прямо, что Он — Христос. А на вопрос первосвященника: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус ответил ему: «Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф.26:63-64). На такую перемену традиционного мышления иудеи не были готовы по причине своего неверия. В первом случае «… Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его» (Ин.10:31), во втором — «первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! На что нам еще свидетелей? Вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мф.26:65-66). Но Пилат им «сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят!» (Мф.26:23). Позже Ап. Петр сказал им: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» (Деян.3:14-15). Но смерть Его не воспрепятствовала великому пробуждению в Иудее, затем в Самарии и до самого края земли. Наоборот, смерть Его привела к воскресению из мертвых, воскресение — к вознесению, вознесение приблизило день Пятидесятницы! Это было величайшее пробуждение, излияние Духа Святого, действие силы Которого не угасло со временем и готово обновиться во всяком новом поколении верующих в Него, как и сказано в Писании (Ис.40:31, Ин.7:38).
По многим признакам сегодня наступила духовная зима, и пришло время взыскать обновление Христово. Он зовет к этому Своих овец, и овцы слушают голос Его и идут за Ним. Он ведет их на гору Господню, где у Него приготовлен для них пир. Он дал Святым Духом повеление Апостолам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня…» (Деян.1:4). Всякое излияние Духа Святого — это встреча с Ним. Каждый раз, когда мы переживаем духовное пробуждение, мы вновь и вновь встречаемся с Ним. С этой встречей мы связываем все наши ожидания: разрешение проблем, ответы на молитвы, получение обетований, возмущение воды и развязывание узлов, восполнение недостатка в хлебе и вине, умножение служителей и работников на ниве Божией, наполнение сетей рыбами — все напрямую связано с пробуждением в нашей церкви, регионе, стране.
Зима — самое подходящее время для постов и молитв для народа Божия. Только пробуждение может восполнить все недостающее и будет решать все проблемы как духовные, так и материальные, как внутрицерковные, так и внешние — все поставит на свои места.
Владимир Мурашкин,
епископ
Малоярославец
Сноска: 1 Праздник обновления (Ин.10:22) — праздник, установленный Иудой Маккавеем в 164 г. до РХ в честь освобождения и очищения храма от идольского служения, осуществлявшегося в нем в течение трех лет по приказу Антиоха Епифана. Этот праздник начинался 25 числа месяца Кислев и продолжался восемь дней. Отличительной его особенностью являются яркие огни во всех домах. Он известен до наших дней под названием «ханука». (Библейский словарь В. П. Вихлянцева).
Праздник Обновления, называемый также праздником Освящения храма [Ин.10:22; греч. энкайния, «обновление»; евр. ханукка, «освящение»], отмечался с 25 Кислева (хаслева, ноябрь-декабрь) в течение восьми дней в воспоминание об освящении храма Иудой Маккавеем в 165 г. до Р. Х. (1 Мак.4:52-59) спустя три года после того, как храм был осквернен Антиохом Эпифаном, совершившим там языческие жертвоприношения (1 Мак.1:54,59). Обновление отмечалось, подобно празднику Кущей (2 Мак.10:6-8); праздничное освещение храма и домов дало повод Иосифу Флавию называть его также «праздником Огней» (Библейский словарь Брокгауза).
Источник статьи: http://domostroitel.org.ru/page/prazdnik-obnovleniya
О празднике Обновления храма
«Церковный комплекс на Святых местах Иерусалима в IV веке (реконструкция)»
На 26–27 сентября (по юлианскому календарю: 13–14 сентября) в церковном календаре установлены два взаимосвязанных праздника: Обновления (т.е. освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме и Воздвижения Креста Господня. Эти праздники важны для Церкви как свидетельство о том, что Распятие и Воскресение Христовы – это не просто символы, но реально произошедшие исторические события, чему есть в том числе и вполне материальные подтверждения, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Иерусалиме во времена императора Константина Великого. Можно сказать, что эти праздники зеркально отражают главные церковные дни – Великую пятницу (Пасху Креста) и Святую Пасху Воскресения Христова. Только весной сначала идет Крест, потом Воскресение, а осенью – наоборот.
Когда были обнаружены Голгофа, пещера Гроба Господня и прочее, на императорские средства там был сооружен целый церковный комплекс: большой главный храм, именовавшийся Мартириум, и несколько дополнительных (нынешняя церковь Гроба Господня стоит на их месте, но это гораздо более поздняя постройка, сделанная при крестоносцах на старых фундаментах: прежние здания были разрушены сначала по указанию халифа Аль-Хакима в 1009 году, в середине того же столетия частично воссозданы, но вскоре еще раз пострадали от сельджуков). На освящение этого церковного комплекса собралось множество епископов, и день освящения («обновления») на несколько веков сделался в Иерусалиме одним из трех главных праздников всего года. Иерусалимские церковные поэты написали для службы этого праздника различные замечательные песнопения. Некоторые из них будут исполняться сегодня вечером во время вечерни с утреней. Кстати, эти же точно песнопения теперь поются всегда, когда освящается какой бы то ни было храм – также на вечерней службе накануне дня его освящения.
Вот некоторые из них.
1-я стихира на вечерне:
Обновления почитати, Ветхий Закон и добре имеющся, паче же новая почитати обновленьми. «Обновляются бо острови к Богу» – яко глаголет Исаия, – яже разумети подобает от язык Церкви ныне устрояемыя и водружение приемлющия твердое Богом. Темже и мы настоящая обновления духовно да торжествуим!
Закон Ветхого [Завета предписывал] чтить [праздник] Обновления [старого Иерусалимского Храма], что хорошо, но еще более [он этим намекал на] почитание нового [через само слово] «обновление». Ибо, как говорит Исаия, «обновляются острова к Богу» (Ис. 41: 1 [так в Септуагинте, в еврейском тексте немного иначе]), – а это следует толковать как относящееся к Церквям, ныне создаваемым из [прежних] язычников и получающим надежный фундамент в Боге. Потому давайте и мы будем духовно торжествовать сегодняшний [праздник] Обновления!
2-я стихира на вечерне:
Обновляйтеся, братие, и, ветхаго человека отложивше, в новости жизни жительствуйте, всем узду наложивше, от нихже смерть: вся уды накажем, всякую лукавую древа снедь возненавидевше, и сего ради точию поминающе, древних да бежим. Тако да обновляется человек, сице чтится обновлений день.
Братья, обновляйтесь! И, отложив ветхого человека (ср.: Еф 4: 22), живите обновленной жизнью, наложив узду на все то, от чего – смерть. Воспитаем же все свои части тела, возненавидев лукавый плод древа [познания], и будем вспоминать о былых [грехах] только для того, чтобы бежать от них. Так да обновляется человек – и так да почитается день Обновления!
Одна из стихир на утрене:
Обновляйся, обновляйся, Новый Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия: сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святый обнови, просвещаяй и утверждаяй и освящаяй души наша.
Обновляйся, обновляйся, Новый Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня осияла тебя (ср.: Ис. 60: 1). Храм этот Отец создал, храм этот Сын утвердил, храм этот Дух Святой освятил – [Бог], просвещающий и освящающий наши души.
В последней стихире говорится одновременно и о Церкви вообще – Новом Иерусалиме, – и о конкретном храме Воскресения Христова в Иерусалиме ветхом. А отрывок из Исаии 60, с которого она начинается, – это одна из паремий Великой субботы, пасхальное богослужебное чтение. Это не случайно: данную стихиру в древности пели в Иерусалиме именно в тот самый день, когда и звучали эти паремии: вечером перед Пасхой. «Свет», который в ней упоминается, – это и духовный свет Евангелия, и прямая отсылка к благодатному огню Великой субботы.
Обновление – это и «открытие» нового здания, и новизна жизни во Христе
Другие песнопения праздника также построены на рассмотрении всевозможных параллелей между освящением конкретного храма и Церковью как таковой, между новизной построенного (греч. ἐγκαίνια – букв. обновление, но в качестве термина это значит «открытие [нового здания]» или «освящение») и новизной жизни во Христе, между храмом-зданием и храмом души и т. д.
Еже с высоты изящество, Спасе, Церкви Твоей подаждь! – иного бо не весть, разве Тебе, за нюже Твою древле душу положшаго, – в познании [Тя] величающую.
Источник статьи: http://pravoslavie.ru/134203.html
Беседа в праздник обновления (Иоан. 10:22-42).
Беседа в праздник обновления
Праздник этот установлен Иудой Маккавеем за 169 л. До Р. Хр., в память возобновления, очищения и освящения иерусалимского храма, оскверненного Антиохом Епифаном. Праздник этот совершается ежегодно в продолжение восьми дней от 25 числа месяца Кислева (около половины декабря). Было холодно, а потому Господь ходил в притворе Соломоновом, представлявшем собою крытую галерею. Тут его обступили иудеи и говорили Ему: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». Сказать им это «прямо» Господь не мог потому, что они со словом «Мессия» соединяли ложное представление о земном народном вожде, который должен освободить их страну от римского владычества. Господь мудро отвечает на этот вопрос: Он указывает на Свои прежние свидетельства о Себе, на дела Свои и на Свои отношения к Отцу Своему Небесному. Из всего этого они сами должны были бы давно понять, что Он Мессия, хотя и не в том смысле, как они себе это представляют. Причина, по которой они этого не понимают, в том, что они «не от овец Его» и «не слушают голоса Его». Вспомнив об овцах Своих, Господь изрекает им обетования о даровании жизни вечной: никто не сможет похитить их из руки Его, потому что «Я и Отец — одно». Более ясного свидетельства о Божественном достоинстве Христовом, чем эти слова, не могло бы и быть.
Иудеи поняли их правильно и схватили камни, чтобы побить Господа, как богохульника, но Господь обезоружил их коротким вопросом: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» Неожиданность вопроса смутила иудеев и против их воли показала, что они признают про себя величие чудес Господа, поему они опустили камни и стали оправдываться, что хотят побить Его не за добрые дела, а за «богохульство». В ответ Господь делает ссылку на 81 псалом, где люди, призванные творить суд и защищать слабых от посягательств сильных, названы «богами», конечно, не в собственном смысле.
Приводя выдержку из этого псалма, Господь как бы так говорит иудеям: «вы не можете обвинять псалмопевца в богохульстве; поэтому, если он назвал богами достойных носителей Божественной власти, то как же вы можете обвинять в богохульстве Меня, назвавшего Себя Сыном Божиим и творящего дела, какие может творить только один Бог?»«Вы могли бы не верить Мне», продолжает дальше Господь, «если бы Я не творил дел, свойственных одному Богу, но раз Я творю такие дела, вы должны понять, что Я и Отец — одно, «Отец во Мне и Я в Нем». Иудеи снова хотели схватить Господа, но Он «уклонился от рук их», ушел так, что никто не осмелился дотронуться до Него, и направился за Иордан в Перею. Там многие, слышавшие проповедь о Нем от Иоанна, и убедившиеся в истинности этой проповеди, уверовали в Него.
Читайте также
Праздник обновления
Праздник обновления Праздник весны, праздник обновления, праздник благодарения и ликования — так воспринимал Григорий Неделю новую, первое воскресенье по Пасхе. Слово 44–е, посвященное этому дню, — одно из самых радостных и светлых произведений Григория. Написанное
XXII В Иерусалиме. Свидетельство Иисуса Христа в праздник Обновления храма о своем единосущии с Богом Отцом
XXII В Иерусалиме. Свидетельство Иисуса Христа в праздник Обновления храма о своем единосущии с Богом Отцом Наступила зима с ее дождями и сырыми холодными ветрами, и в конце месяца Кислева у иудеев был новый великий праздник, именно праздник Обновления храма – в память
17. Праздник обновления (10:22–42)
17. Праздник обновления (10:22–42) Изучение Евангелия в этом месте требует от нас более внимательно отнестись к слову «праздник». В отличие от других праздников с глубокими библейскими корнями, этот праздник появился относительно недавно. В 167 г. до н. э., когда сирийский царь
17. Праздник обновления (10:22—42)
17. Праздник обновления (10:22—42) 1. Что отмечали в этот праздник? Почему это важно?1) Мессия (10:24–30)1. Почему «Иисус отказывается открыто провозглашать Себя Мессией»?2. Какие привилегии упоминает Иисус для тех, кто уверовал в Него? Как это относится к вам?Враги их душ могут быть
Беседа о хлебе небесном (Иоан. 6:22-71).
Беседа о хлебе небесном (Иоан. 6:22-71). Чудесный переход Господа через Геннисаретское озеро вызвал удивление у народа, уже вкусившего чудесно умноженные хлебы. Об этом повествует нам один Евангелист Иоанн, который, вслед за тем передает и замечательную беседу Господа о
Христос идет на праздник в Иерусалим (Иоан. 7:1-9).
Христос идет на праздник в Иерусалим (Иоан. 7:1-9). Евангелист Иоанн, описав в 6 главе беседу Господа с иудеями о Себе, как о «хлебе жизни», говорит затем, что «после сего» Господь ходил лишь по Галилее. Это долгое пребывание Господа в Галилее и Его дела там подробно изображены
Беседа с иудеями в храме (Иоан. 8:12-59).
Беседа с иудеями в храме (Иоан. 8:12-59). В этой беседе, происходившей, видимо, также на другой день после окончания праздника Кущей, Господь применил к Себе другой образ из истории странствования евреев по пустыне — образ огненного столпа, чудесно освещавшего путь евреям
Беседа о добром пастыре (Иоан. 10:1-21).
Беседа о добром пастыре (Иоан. 10:1-21). Эта беседа является продолжением обличительных слов Господа, обращенных к фарисеям в связи с исцелением слепорожденного. Объяснив им ответственность их за то, что они «видя не видят», Господь в иносказательной форме раскрывает им, что
22. Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.
22. Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. От праздника Кущей прошло около двух месяцев, в течение которых Христос пребывал или в Перее (ср. 10:40) или же где-нибудь в пределах Иудеи (Злат.). Наступил праздник обновления или очищения храма, продолжавшийся
ГЛАВА XLV Праздник обновления храма
ГЛАВА XLV Праздник обновления храма Нигде, по всей вероятности, не проводил Иисус время покойнее и счастливее, как в тихом вифанском семействе, которое, по словам св. евангелиста Иоанна, Он любил. Семейство это, насколько нам известно, состояло только из двух сестер: Марфы и
Беседа о хлебе небесном (Иоан. 6:22-71).
Беседа о хлебе небесном (Иоан. 6:22-71). Чудесный переход Господа через Геннисаретское озеро вызвал удивление у народа, уже вкусившего чудесно умноженные хлебы. Об этом повествует нам один Евангелист Иоанн, который, вслед за тем передает и замечательную беседу Господа о
Христос идет на праздник в Иерусалим (Иоан. 7:1-9).
Христос идет на праздник в Иерусалим (Иоан. 7:1-9). Евангелист Иоанн, описав в 6 главе беседу Господа с иудеями о Себе, как о «хлебе жизни», говорит затем, что «после сего» Господь ходил лишь по Галилее. Это долгое пребывание Господа в Галилее и Его дела там подробно изображены
Беседа с иудеями в храме (Иоан. 8:12-59).
Беседа с иудеями в храме (Иоан. 8:12-59). В этой беседе, происходившей, видимо, также на другой день после окончания праздника Кущей, Господь применил к Себе другой образ из истории странствования евреев по пустыне — образ огненного столпа, чудесно освещавшего путь евреям
Беседа о добром пастыре (Иоан. 10:1-21).
Беседа о добром пастыре (Иоан. 10:1-21). Эта беседа является продолжением обличительных слов Господа, обращенных к фарисеям в связи с исцелением слепорожденного. Объяснив им ответственность их за то, что они «видя не видят», Господь в иносказательной форме раскрывает им, что
Беседа в праздник обновления (Иоан. 10:22-42).
Беседа в праздник обновления (Иоан. 10:22-42). Праздник этот установлен Иудой Маккавеем за 169 л. До Р. Хр., в память возобновления, очищения и освящения иерусалимского храма, оскверненного Антиохом Епифаном. Праздник этот совершается ежегодно в продолжение восьми дней от 25
Источник статьи: http://religion.wikireading.ru/161129