Праздники народов омской области

Праздники народов омской области

Современное состояние традиционных календарных обрядов у русских Среднего Прииртышья

Вся жизнь человека от рождения до смерти пронизана определенными идеями, которые составляют систему символических действий, называемую обрядностью. В современных календарных обрядах сложным образом переплелись старые и новые элементы, поэтому цель нашего исследования состоит в выявлении традиций и новаций в современной обрядности на примере русского населения Среднего Прииртышья. Это актуально как в теоретическом, так и в практическом плане, прежде всего, потому, что традиционные элементы широко используются в обрядовой культуре нашего времени.

Источниками нашей работы являются материалы этнографических экспедиций Омского государственного университета и Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН 1986-1987 гг. и 1994 г., материалы местной периодической печати и данные личных архивов авторов.

В современном календарном цикле начало года, как и в традиционном календаре, связывают с декабрьско-январским увеличением долготы дня. Но, если в первой трети XX века встреча нового года логично соединялась с идеей рождения богочеловека, и потому большее предпочтение отдавалось празднованию Рождества Христова и Крещения, то в советское время, с изживанием религиозных воззрений, встреча нового года полностью перешла на 1 января, день официального начала календарного года в григорианском и юлианском летоисчислениях.

С 1994 г., когда Рождеству был придан статус государственного праздника, его стали более широко отмечать на семейном и общественном уровнях. Это подтверждается результатами этносоциологических обследований, проведенных сотрудниками Омского государственного университета и Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН. Если в 1986-1987 гг. Рождество отмечали лишь 7 % респондентов (в основном лица старшего возраста), то в 1994 г. — уже 83 % опрошенных (представители всех половозрастных групп). Увеличилось число посещающих в этот день церковь как из религиозных побуждений, так и руководствуясь эстетическими мотивами (послушать церковные песнопения, посмотреть праздничное облачение служителей церкви и т. д.). Большую роль в популяризации религиозных праздников играет активная деятельность церковных организаций, пропагандирующих эти праздники на радио, телевидении и в средствах массовой информации (трансляция всенощных служб, послания патриарха в связи с началом Великого поста, его поздравления с Рождеством, Пасхой и т. д.).

Большую роль в популяризации Рождества играют работники сферы культуры, которые разрабатывают сценарии проведения празднеств в городе и на селе, основываясь на некоторых народных традициях. Так, в 1995 г. в с. Кибер-Спасское Калачинского района Омской обл. отмечали сочельник (день накануне Рождества) и, по древнему обычаю, зажигали костры, чтобы усопшие родители могли погреться у огня, поминали умерших кутьей146. А в Омске, в центре города, в 1994 г. были организованы рождественские гуляния с театрализованным представлением, в котором «участвовали» исторические и сказочные персонажи: Петр I, бояре, баба Яга, лешие, черти и т. д. Наряду с религиозными мотивами (выступление архиепископа Омского и Тарского Феодосия с напоминанием о библейских событиях рождения Христа), звучали и общечеловеческие (возжигание свечей в память о всех усопших родственниках). Вместе с традициями (ряженье в его театрализованном варианте) имели место инновации (широкое использование пиротехники для фейерверков и современной аппаратуры для молодежной дискотеки).

Бесплатное угощение мороженым всех присутствующих детей явилось, на наш взгляд, продолжением рождественских традиций доброты и милосердия.

Выступление коллективов художественной самодеятельности с показом традиционных народных танцев способствовало пробуждению интереса и уважения к культуре разных этносов. В январе 1997 г. на сценах музыкального театра и академического театра драмы Омска были поставлены мистерии на библейские сюжеты о рождении сына Божьего, что явилось еще одним шагом на пути возвращения из небытия светлого праздника с его идеями всепрощения, добра и милосердия.

Проходят рождественские вечера и в сельских Домах культуры. В 1994 г. в с. Усть-Ишим о предстоящем вечере жителей села оповестили по радио и телевидению. В празднично украшенном зале, где была установлена елка, перед собравшимися выступили пожилые женщины с рассказом о традиционном праздновании Рождества, а затем исполнили рождественский религиозный гимн. Стар и млад приняли участие в конкурсах колядок, русской пляски под гармонь, сочинении сказок. «Дед» в шапке-ушанке и лаптях водил «козу» — мальчишку в вывернутой шубе с рожками из бумаги, с колокольчиками на шее и в цветастой юбке. «Коза» скакала по залу и веселила присутствующих.

Вождение «козы» не было характерным для этих мест, основное население которых имело генетические корни в севернорусских губерниях, где «водили коня». Незнание местных традиций и отсутствие литературы по западносибирским праздникам привело к тому, что методист при написании сценария опирался на общероссийские источники, которых также недостаточно в сельских библиотеках. Следует отметить позитивное желание организаторов вечера дать наиболее полную информацию для зрителей в доходчивой форме. Так, ведущая рассказала о народных гаданиях и продемонстрировала гадание с курицей для собравшихся в круг девушек. В расписном шатре с прикрепленной над входом подковой (пример неоправданной контаминации различных по своему происхождению элементов) сидела цыганка, которая желающим узнать судьбу ворожила на картах и кофейной гуще.

Читайте также:  Ярмарки праздник кто пел

Заслуживает положительной оценки попытка организаторов привлечь к активному участию в празднике взрослых и детей. Дети подыгрывали гармонисту на шумовых инструментах: стиральной доске, «бутылкофоне» (доске с отверстиями, в которые вставлялись бутылки), жестяном ведре, цинковом тазике, деревянных ложках, алюминиевой кастрюле, ухвате, чугунке, заслонке. В этом можно увидеть продолжение традиции хождения ряженых, создававших шумовой эффект для отпугивания «нечистой силы». Помимо исполнения традиционных песен и плясок («Барыня», «Ой вы, сени, мои сени» и т. д.), звучали и современные эстрадные мотивы («Ламбада»). В конкурсе «Кто быстрее» две команды соревновались на быстроту одевания в русские народные костюмы. Закончился праздник веселой пляской взрослых и детей под гармонь.

В областном центре также имеются свои интересные примеры проведения Рождества. Так, с 1992 г. Омский государственный историко-краеведческий музей проводит музейный праздник Рождества для молодежи. Работники музея организовали праздник на высоком профессиональном уровне. В зале, имитирующем интерьер крестьянской избы (лавка, домотканые дорожки, полотенца, утварь из фондов музея), собираются приглашенные (не более 40 человек).

Ведущая знакомит присутствующих с истоками святочных обрядов. Затем учащиеся школ ставят народную драму «Царь Максимиллиан», участвуют в народных играх «Бояре», «Селезень», «Журавль», «Номера», «Баба» и других. Ряженые (участники фольклорно-этнографического ансамбля музыкального училища) — мужчины, переодетые женщинами, женщины в мужских костюмах (пример традиционного обрядового траве-стизма), цыгане, черти, медведи — требуют платы за участие в вечерке (отгадывание загадок). Тут же водят «коня», на котором восседает парень в маске старухи с двумя ликами, один из которых смотрит в прошлое, другой — в будущее.

Инсценируют народную игру «в покойника» которого могут «оживить» поцелуи присутствующих девушек. Музейные святки завершаются гаданиями. Организаторы сумели объединить в одном празднике знакомство с народными и религиозными традициями, их символикой, участие приглашенных в играх. Здесь нашлось место импровизации, развитию творческой активности, превращению присутствующих из зрителей в участников действа, чего часто недостает в проведении других народных праздников.

Положительные примеры воспитания любви к народным традициям имеются в детских дошкольных учреждениях, где проводятся утренники, посвященные Святкам (например, в детском саду № 403 Омска).

Источник статьи: http://nashomsk55.ru/russibir/516-sovrem

Изучение размещения и национального состава народов Омской области

Разделы: География

Вид урока: изучение нового материала.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный, беседа, частично-поисковый, рассказ.

Оборудование: карта Омской области, атлас Омской области.

1. Организационный момент (постановка цели урока).
2. Изучение нового материала.
3. Индивидуальные сообщения учащихся.
4. Итоги урока.

На свете нет малых народов.
Величие народа не измеряется его численность.
Виктор Гюго

Мы живем в удивительном Сибирском краю, в Омской области. Это наша малая Родина, место, где мы появились на свет, где ранее жили наши предки.

Расскажем немного об истории заселения Омской области. Процесс освоения Омской области начался более 400 лет тому назад, когда территория являлась частью Сибирского ханства. С территории Алтая и Казахстана сюда проникали тюркские племена, что со временем привело к появлению новой народности – сибирские татары. По мнению ученых-историков, в нее влились и татары, пришедшие с низовий Волги из Золотой Орды. В1716 году по указу Петра 1, Иван Дмитриевич Бухгольц (Бухольц) начал строительство крепости в месте впадения реки Омь в р.Иртыш. С этого времени Омская область стала активно заселяться. Первыми жителями стали выходцы из Устюга, Вятки, Перми, Тобольска, Тары, Тюмени, т.е из северных и сибирских мест, и местное население татары и казахи. В области проживают народы разных национальностей, это связано с тем, что населяли территорию области русские, и украинцы, и белорусы, и евреи. На территории проживали коренные жители татары, в южной части проживают казахи. Во времена Екатерины 2 сюда переселялись немцы, в 19 веке ссылались поляки. Все это привело к многонациональному составу населения.

Читайте также:  Праздники весны 1 класс технология

Большую роль в заселении Омской области сыграло строительство Западно – Сибирской железной дороги Челябинск – Омск-Новосибирск. на севере области основной каркас расселения образуют населенные пункты вдоль Иртыша и его крупнейших притоков в этом регионе – Ишима, Большого Аева, Уя, Оши, Тары. Южнее население размещается более равномерно по территории. Однако и здесь можно выделить основные полосы расселения, которые протянулись вдоль Главной Сибирской железнодорожной магистрали, Иртыша и Оми.

Перед нами карта районов Омской области.

Хотя на территории Омской области и проживает 121 национальность, этнический состав однороден. Большая часть немецкого, украинского, казахского населения проживает в г. Омске, районах степной зоны, (Русско-Полянском, Нововаршавском и др. районах). Татарское население в г. Омске и в районе лесной зоны (Тара, Усть-Ишим, Мурормцево). Украинцы, эстонцы и латыши живут преимущественно в лесостепной территории. Население области, включающее представителей разных национальностей, живет и трудится дружной семьей. О национальном составе населения области можно судить по распространению языков. Русский, татарский, украинский, казахский, армянский, немецкий, азербайджанский, и другие являются родными для многих жителей области. Омская область, на территории которой проживают представители 121 национальности, является моделью России в миниатюре. Это пограничный регион, находящийся на стыке двух культур – европейской и азиатской.

Каждый из нас не только россиянин, но и представитель своего народа: русский, татарин, украинец, казах.

У каждого народа – свои особенности, у каждого есть чему поучиться. И этническая история – это история взаимодействия народов, заимствования всего лучшего друг у друга.

Современные особенности размещения представителей различных национальностей по территории области во многом обусловлены историей её заселения. Сюда переселялись, направлялись на службу или ссылались русские, немцы, украинцы, поляки, белорусы и представители многих других национальностей. Возникло множество деревень, название которых указывает на географию миграционных потоков в Прииртышье. Так, в лесостепной зоне появились деревни Тамбовка, Рязановка, Орловка, Камышино-Курское, в степной – Полтавка, Павлоградка, Одесское, Таврическое и другие.

Проведённая в 2002 г. перепись населения указывает на мозаичность и пестроту «этнической карты» Омской области. Произошло уменьшение численности представителей прибалтийских национальностей (латышей, эстонцев), а также мордвы и евреев. Этот процесс связан с их естественной убылью, ассимиляцией с другими народами, эмиграцией.

О национальном составе населения области модно судить по распространению языков. Русский, татарский, украинский, казахский, армянский, немецкий, азербайджанский, и другие являются родными для многих жителей области.

Что касается религиозных процессов в регионе, то они, как и в России в целом, отличаются сложностью и динамизмом. В 2005 г. На территории области зарегистрировано 238 религиозных объединений различной конфессиональной направленности, из них 79 действуют в г. Омске. В Омской области проживают православные, мусульмане, католики, буддисты, протестанты, иудеи и представители некоторых других конфессий.

Национальный состав населения Омской области, в % от общей численности населения составляет:

Сообщения детей о традициях немцев и украинцев.

Немецкий национальный костюм

Первая большая группа немецких переселенцев прибыла из Поволжья в 1893 году. В настоящее время значительная часть немцев проживает на территории Азовского национального муниципального района, созданного в 1992г.

Традиционная немецкая одежда сложилась в XVI XVII веках, но вышла из употребления уже в 19. Женщины носили корсажи, кофты, разной длины юбки, передники, наплечные платки, в Верхней Баварии платье. Мужчины носили рубахи, короткие и длинные штаны, безрукавки, жилеты, шейные платки. Обувь кожаные башмаки с пряжками, сапоги, изредка деревянные башмаки. Позже на юге стал популярен тирольский костюм короткие штаны на подтяжках, белая рубаха, красная безрукавка, чулки до колен, туфли, шляпа с пером.

Пища в зависимости от типа хозяйства. На севере картофель и блюда из него, ржаной хлеб, на юге мучные изделия, лапша, клецки, пшеничный хлеб. Сосиски и колбасы считались общенемецкими продуктами. Один из классических напитков пиво. Праздничная пища свиная голова, свинина, гусь, карп, квашеная капуста, много мучных торты, пряники, печенье

Праздники.
Главные праздники общие, Рождество и Новый год. В январе и феврале проводятся карнавалы (широко известен Кёльнский карнавал).

Религия.
Большая часть немцев в Сибири были лютеранами, католиками и меннонитами. Лютеранство – одно из протестантских вероучений, основателем которого был Мартин Лютер (1483-1546). Первые религиозные общины и церковные школы немцев в Сибири были лютеранские.

Читайте также:  Этнос республики отмечает праздник лиго день яниса

Католицизм оформился как направление христианства в ХI в. и до Реформации был господствующей религией на территории Европы. Католики занимали с XVIII века по численности второе место среди российских немцев. В Сибири рост католических общин и приходов связан с переселением колонистов и депортацией.

Баптисты имели в России право на свободное вероисповедание. Они оказались общиной, в которую к ХХ в. влилось значительное число немцев других конфессий – лютеран, меннонитов и др. Баптисты отказались от ряда обрядов: поклонения кресту и иконам, крестного знамения, крещения новорожденных и др. К водному крещению допускаются только лица, прошедшие особый испытательный срок. Запрещены употребление алкоголя и табака.

Украинский национальный костюм

Украинцы вместе с родственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. К украинцам относят также полесские этнографические группы: (полищуки) ряд западноукраинских этнографических групп (бойки, гуцулы, лемки, закарпатские русины, причём многие представители последней группы самоидентифицируют себя как отдельный от украинского народ).

В украинском языке выделяются следующие территориальные диалекты:

северо-западные (полесские), испытавшие влияние белорусского языка;

юго-западные (галицкие, закарпатские, буковинские), испытавшие влияние польского и словацкого языков; юго-восточные (приднепровские), были положены в основу литературного языка; северо-восточные (слобожанские), испытавшие влияние русского языка.

С незапамятных времен было трепетным отношение к традициям. Даже после принятия христианства украинцы сохранили многие свои народные старинные обычаи, только объединив их с религиозными. И сегодня, спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить грань, где в украинских обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская.

Рождество
Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день 6 января отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.

Масленица
Еще один популярный украинский обычай неделя Масленицы. Этот праздник существовал на Руси ещё в дохристианские времена. Обычай предполагает проводы зимы и встречу весны. После появления христианства на Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Основные отличия праздника это блины и народные гуляния.

В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.

Пасха
Праздник Воскресения Господня или Великдень празднуют в первую неделю после весеннего равноденствия и полного месяца. Вместе с людьми его отмечает и пробуждающаяся природа.

Ивана Купала, так же Иванов день, является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в очень глубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотом солнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня, когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором и происходят магические купальские забавы.

Несмотря на то, что Омская область является многонациональным регионом, ситуация в обществе характеризуется отсутствием конфликтов и мирным сосуществованием представителей разных народов. В нашей школе учащиеся с уважением относятся к быту, культуре, традициям разных национальностей.

3. Закрепление изученного материала.

1. По карте Омской области, определите районы области, где наблюдается наибольшая и наименьшая плотность населения. Назовите причины, влияющие на плотность населения.

2. Какие религии представлены на территории Омской области.

3. Объясните особенности размещения представителей различных национальностей по территории области.

Домашнее задание. Составить кроссворд по теме: « Население Омской области».

  1. Аблова И.М. География Омской области. Природа. Население. Хозяйство / И.М. Аблова, Л.В. Азарова, Н.Г. Алексеева [и др.]; под ред. Л.В. Азаровой, Г.И. Саренко. – Омск: Министерство образования Омской области, 2008.
  2. География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл.: учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ под редакцией В.П.Дронова. – 9-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2008.– 271.
  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: В 2 кн.1: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2004.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/611195

Оцените статью
Adblock
detector