Урок окружающего мира 4 классе «Такие разные праздники»
Светлана Соболева
Урок окружающего мира 4 классе «Такие разные праздники»
Тема: Такие разные праздники
Цель: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.
познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
личностные — осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, на доске даты праздников, дополнительная литература о праздниках.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
• Что изображено на Государственном гербе России?
• Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации?
• Что вам известно о Знамени Победы?
• Что вы знаете о Государственном гимне России?
2. Сообщения учащихся
— Какие символы для своего класса или своей семьи вы придумали?
(Ученики показывают свою работу и комментируют.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске даты праздников: 1 сентября, 8 Марта, 9 Мая, 23 февраля.)
— Посмотрите на доску. Как назвать одним словом то, что записано на доске? (Это праздники.)
— О чем мы сегодня поговорим на уроке? (Наверное, о праздниках.)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Такие разные праздники».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Расширить знания по данной теме.)
— Что вам известно по данной теме? (Ответы детей.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
— А что такое праздник? (Торжество в честь какого-либо события.)
— Назовите зимний праздник, который все с радостью ждут. (Новый год.)
— Вспомните, кто из русских царей ввел новый календарь, и этот праздник стали отмечать 1 января. (Петр I.)
— А когда его отмечали до Петра I? (В Древней Руси — 1 марта, затем 1 сентября.)
— Узнайте что-то новое об этом празднике на с. 177 учебника. (Ученики читают текст, делятся новой информацией.)
— Какую песенку всегда исполняют у новогодней елки? («В лесу родилась елочка.».)
— А что стало с этой красавицей после праздника? (Лесная красавица превращается в мусор.)
— И сколько елочек каждый год так погибает? (Очень много.)
— Так как же встречать Новый год без елки? Нарушать многолетнюю традицию и указ самого Петра I? (Многие семьи обзавелись искусственными елками.)
— А как вы украшаете елку? (Покупаем игрушки, делаем их сами.)
— А из чего можно сделать игрушки? (Из грецких орехов, цветной бумаги, фольги, ниток.)
(Учитель рассказывает о том, как празднуют Новый год в различных странах. См. дополнительный материал к уроку.)
— А какие новогодние традиции существуют в России? (Украшают елку, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, за праздничным столом в 12 ч ночи люди поздравляют друг друга, дарят подарки, вокруг елки водят хороводы. Устраивают бал-маскарад и т. д.)
— Какой праздник наш народ отмечает в феврале? (23 февраля — День защитника Отечества.)
— А как мы отмечаем этот праздник? (Проводим «рыцарские турниры», мужские игры на свежем воздухе, военно-исторические викторины и т. д.)
2. Сообщения учащихся
23 февраля. Этот праздник в разные годы имел разные названия. Сегодня это День защитника Отечества. Он дает повод поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых сражений. Воины, защитники Отечества есть в каждой семье.
Историки и политики спорят о характере той или иной войны, а народ просто любит воина. Кто главный герой русских былин? Богатырь.
О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок? О нем — русском солдате, который воюет отлично, «дымом греется, шилом бреется», а при случае и кашу из топора сварит — пальчики оближешь!
День защитника Отечества — праздник всенародный. Дома и на работе, в школе — везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил, служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества. И пусть девочки поздравляют мальчишек-одноклассников с пока еще не заслуженным ими праздником. Придет время, потребуют обязательства — встанут и они в ряды защитников Отечества.
А в этот день они могут показать свою силу, ловкость, выносливость. В школе можно провести спортивный праздник или военную игру. Ловкость, смелость, умение ориентироваться на местности, принимать решения в самых сложных ситуациях еще ни одному мужчине не помешали.
8 Марта. Этот праздник придумала в 1910 г. немецкая революционерка Клара Цеткин, борясь за равноправие женщин.
Этот праздник давным-давно потерял свою политическую окраску, и отмечаем мы его как праздник весны, любви, красоты. Женщины в этот день как-то особенно веселы, красивы, нарядны. Мужчины — галантны и мужественны. На улицах и в домах много цветов.
9 Мая. «Это радость со слезами на глазах», — сказал о Дне Победы поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь — рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня. А их становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призыва уже за семьдесят лет. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.
Тогда они выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменив ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а еще растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.
В этот день принято бывать на местах боев, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов. Традиционно здесь проводятся возложения венков и цветов, митинги, торжественные прохождения воинских частей. Ветераны встречаются со своими однополчанами, проводят свои, ветеранские, парады и шествия.
1 июня. Миллионы людей отмечают ежегодно Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство — неустанная забота всех людей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивилизации. В этот день проводятся праздники и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания.
V. Первичное закрепление Работа по учебнику
— Прочитаем о других праздниках на с. 175, 178.
— Все ли праздники сегодня вспомнили? (Нет.)
— Какие еще вы знаете праздники?
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Приведите примеры государственных праздников. (12 июня — День независимости России, 22 августа — День Государственного флага, 12 декабря —День Конституции.)
— Приведите примеры школьных праздников. (День знаний, последний звонок, прощание с букварем.)
— Приведите примеры семейных праздников. (Дни рождения, свадьбы и т. д.)
— Приведите примеры профессиональных праздников. (Праздники отмечают врачи, строители, работники печати, учителя и др.)
(Записать, выполняя задание 1 на с. 64.)
— Чем отличаются от семейных, школьных, профессиональных народные праздники? (Их отмечает весь народ.)
— Какие праздники среди них можно выделить? (Государственные.)
— Что мы чествуем в эти дни? (Наше государство, его исторические традиции, символы.)
— Назовите эти праздники. Назовите еще знаменательные даты в нашем календаре.
Конкурс «Кто больше?»
(Двое желающих по очереди называют праздники и их даты. Кто последний назовет, тот и победил.)
(Ученики высказывают свое мнение по вопросам рубрики «Обсудим!» на с. 178 учебника.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли?
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что показалось наиболее интересным?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
1. Прочитать текст на с. 175—179 учебника.
2. Выполнить задания 2, 3 на с. 65 рабочей тетради.
Новый год в разных странах
Япония. Утром 1 января все жители городов и сел выходят на улицы встречать восход солнца. С первыми солнечными лучами японцы поздравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками.
Вьетнам. Здесь Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей. На углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все обиды.
Монголия. Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства, поэтому для него характерны спортивные состязания, проверки на ловкость и смелость. Так же как и народы Европы, монголы встречают Новый год у елки, к ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода.
Болгария. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасят свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев, тайну которых сохраняет темнота.
Румыния. В новогодние пироги принято класть различные маленькие сюрпризы — мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца. Если найдешь в пироге кольцо, то, по старинному поверью, это означает, что новый год принесет тебе много счастья.
Бирма. Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается фестивалем воды. На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды.При этом никто не обижается: ведь обливание водой — своего рода пожелание счастья в новом году.
Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.
Презентация на тему: «Красная книга». Урок окружающего мира 1 класс В данной работе рассказывается об исчезающих видах растений и животных на территории Тамбовской области. Что может быть лучше длительного.
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.
Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.
Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.
Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» Тема: Страна, открывшая путь в космос Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время. Формируемые УУД: познавательные.
Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.
Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные.
Урок окружающего мира во 2 классе «Родной край» Урок окружающего мира во 2 классе Класс: 2 УМК: «Начальная школа 21 век» Учебный предмет: окружающий мир Автор учебника, учебных пособий,.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/urok-okruzhayuschego-mira-4-klas-tema-takie-raznye-prazdniki.html
Тема урока «Такие разные праздники» (Окружающий мир. 4-й класс. УМК А.А. Плешакова)
Класс: 4
— сформировать представление о различиях и особенностях праздников в России;
— учить работать в группе, развивать творческую исследовательскую активность детей;
— стимулировать у школьников интерес к исследованиям;
— воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник, шары, ромашки.
1. Организационный момент. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы поговорим о праздниках, отмечаемых в нашей стране. А как вы думаете, что такое праздник?
День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо события (исторического, гражданского или религиозного). Толковый словарь Ефремовой.
В течение месяца мы с вами проводили исследования на тему “Праздники”. Сегодня на уроке мы услышим, к каким выводам вы пришли и увидим результаты исследований.
3. Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя.
Как вы думаете, много ли существует праздников в нашей стране?
А какие праздники вы любите больше всего?
У вас на партах названия праздников. Попробуйте их разделить на группы.
Какие же группы мы выделим?
1. Семейные (Дни рождения, свадьбы, вечеринки).
2. Профессиональные (День воспитателя, День археолога и т.д.).
3. Государственные (День защитника Отечества, День России, День Конституции, День Победы и др.).
4. Всенародные (День матери 29 ноября, День смеха 1 апреля, День знаний 1 сентября, День студента 25 января, День семьи, любви и верности 8 июля и др.).
Ребята, а откуда мы узнаём, когда и какие праздники отмечаются? (Календарь, телевизор, интернет, газеты)
А какие бывают календари? Верно (настенные, отрывные, карманные, перекидные).
Первая группа праздников, о которой мы поговорим — Семейные праздники. Ребята первой группы подготовили для вас необычный календарь.
Защита исследовательской работы на тему: “Традиции и праздники в семьях учеников нашего класса”.
Цель: узнать, какие праздники являются традиционными в семьях одноклассников.
— собрать информацию о семейных праздниках;
— составить календарь семейных праздников одноклассников.
Гипотеза: мы предположили, что традиционными семейными праздниками являются Дни рождения и Новый год.
Образ семейного праздника можно представить как счастливый, радостный день торжества, связанного с каким-нибудь важным, замечательным событием, обычаем или верой.
Рядом со словом «праздник» стоит слово «радость», «веселье». И особенно, когда праздник семейный, когда близкие, родные люди окружены теплой, дружественной обстановкой за шумным, праздничным столом.
Семья – это главная ценность человеческой жизни. Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники. Это торжественные дни, посвященные семейному счастью и благополучию
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
У каждого члена семьи есть свой праздник, в который он получает поздравления от самых дорогих ему людей. Свои праздники есть у бабушек и дедушек, у матерей и отцов, у детей. И речь идет не только о Днях рождения и Именинах, но также о специальных праздниках, семейных, посвященных родственным отношениям.
Дети представляют календарь, который у них получился. Делают вывод.
Традиционными семейными праздниками нашего класса являются:
— Всенародные и государственные праздники. (Новый год, День Победы, Международный женский день)
— Православные праздники. (Вербное воскресение, Пасха)
Далее мы поговорим о профессиональных праздниках.
Защита исследовательской работы на тему: “Профессиональные праздники родителей учеников нашего класса”.
Цель: выяснить значение профессиональных праздников для людей.
— рассказать о важности всех профессий;
— изучить историю поздравительной открытки;
— составить календарь из открыток к профессиональным праздникам родителей класса.
Гипотеза: возможно, многие профессии имеют свои праздники.
Дети читают стихотворение Д. Родари “Чем пахнут ремёсла?”.
Пожалуй, это произведение наиболее точно передает важность каждой отдельной профессии и всех вместе. Ведь привычный вокруг нас мир обеспечивают тысячи профессий, о которых мы даже порой и не догадываемся, но их значение нельзя недооценить.
Профессиональные праздники в России отмечают многие профессии: работники прокуратуры, работники печати, стоматологи, дипломаты, геодезисты, подводники, работники культуры и многие другие. Такие дни появляются на календаре не случайно и являются свидетельством признания государством профессиональных заслуг работников этой отрасли.
На праздники мы часто дарим открытки. Когда же появилась первая открытка?
Существует несколько версий появления первых рисованных открыток. Французы говорят, что местный «Парижский почтовый альманах» рассылал открытки ещё в 1777 году.
Англичане голосуют за 1794 г., когда некий художник Добсон отправил своему другу изображение счастливого семейства вокруг елки с поздравительным посланием на другой стороне.
Одно несомненно — первые открытки появились именно к Рождеству.
До середины XIX века открытки изготавливались, как правило, вручную
С изобретением фотографий некоторые открытки выпускались в виде фотооткрыток.
Первые российские открытки были напечатаны только в 1872 году, и они не имели рисунка. Одна из наиболее ранних рисованных поздравительных карточек была создана в 1892 году.
Как и во всём мире, первые открытки были посвящены Рождеству и Новому году.
Сначала русские открытки были копиями иностранных, позже художники стали отображать особенности жизни и традиций России.
Некоторые открытки напоминали лубочные картинки. Они также украшали жилище, имели поучительные надписи. Иногда по ним даже учились грамоте. Технический прогресс привёл к тому, что открытки стали печататься на фабриках.
После революции 1917 года открытка стала отражать новую жизнь народа. Чаще всего открытки выпускались к знаменательным датам.
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны открытка служила мостиком между жизнью и смертью. Она приносила весточки с фронта.
В послевоенные годы открытки стали ещё более яркими и красочными.
Дети представляют календарь из открыток и делают вывод.
В результате исследования мы выяснили, что родители нашего класса отмечают следующие профессиональные праздники: День строителя, День бухгалтера, День водителя, День работника торговли, День учителя, День метролога, День экономиста, День медицинского работника, День работника нефтяной и газовой отрасли, День работника деревообрабатывающей промышленности, День воспитателя и День полиции.
Две профессии пока не имеют своего праздника (работник транспортного парка, инженер).
5. Изучение новой темы.
Следующая группа праздников, о которой мы поговорим – Всенародные и Государственные. Примеры Государственных праздников (12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага, 12 декабря – День конституции). Государственными мы называем праздники, которые устанавливаются указом президента РФ. В эти дни мы обычно отдыхаем.
Защита исследовательской работы на тему: “День России. День народного единства”.
Цель: узнать дату празднования праздников и их историю.
— узнать, что символизирует праздник “День России”;
— изучить историю праздника “День народного единства”;
— подготовить клип об изучаемых праздниках.
Мы предположили, что День России и День народного единства связаны с важными событиями в истории нашей страны.
Россия — как из песни слово,
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом – Русь! С.Васильев
12 июня — День России. Официально новое название праздник получил лишь 1 февраля 2002 года. Когда в силу вступили положения нового Трудового кодекса. Сейчас День России – праздник свободы. Гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник – символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
День народного единства — история праздника.
Почти 4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, и продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
В результате исследования мы выяснили: название праздник День России получил 1 февраля 2002 г., когда в силу вступили положения нового Трудового кодекса; День народного единства связан с событиями ноября 1612 года, когда воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. Дети представляют клип (во время клипа всем раздают шары белого, синего и красного цветов). Приложение 2.
Всенародные праздники отмечаются всеми жителями страны независимо от национальности и религии. Об одном таком празднике мы сейчас и услышим.
Исследование на тему: “День семьи, любви и верности”.
Цель: узнать дату и историю праздника.
— выяснить, что символизирует праздник;
— узнать, как связан праздник с супругами Петром и Февронией;
— познакомиться с символами праздника;
— отразить информацию в клипе.
Гипотеза: мы предположили, что День семьи, любви и верности связан со святыми Петром и Февронией.
8 июля 2008 года в России впервые отметили новый праздник – День семьи, любви и верности.
Всероссийский праздник 8 июля — День семьи, любви и верности – появился благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в 12 веке. Эту семейную пару почитают за покровителей семьи и брака.
Пётр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде они умерли в один день. Их тела, положенные в разных местах чудесным образом оказались в одном гробу, так что этот случай сочли чудом.
Просмотр отрывка из мультфильма “Сказание о Петре и Февронии”.
У праздника с его становлением сразу появились символ и традиционные награды.
Так как праздник приходится на лето, а лето ассоциируется с цветами, символом праздника стала ромашка. Почему ромашка? Да потому что это самый распространённый цветок в России, и он издревле является символом любви.
Традиционной наградой является медаль. Медали дарятся семейным парам, которые отметили серебряную и золотую свадьбу. Эти медали даются «За любовь и верность».
Дети делают вывод.
В результате нашего исследования мы выяснили, что День семьи, любви и верности действительно связан с Петром и Февронией. Именно 8 июля день памяти этих святых.
Просмотр клипа, подготовленного детьми (во время клипа всем раздаются ромашки – символ праздника). Приложение 3 (превышает допустимый объем, находится у автора).
С какими праздниками мы сегодня познакомились?
На какие группы делятся праздники? Какие праздники имеют особое значение?
Есть праздники семейные, профессиональные, народные. Особое значение имеют государственные праздники:12 июня — День России, 22 августа – День Государственного флага России, 12 декабря — День Конституции.
Что вам больше всего запомнилось?
У вас на груди прикреплены ромашки. Если на уроке вам было интересно, положите их на парту.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/639649