Сценарий шоу-программы «Танец сквозь века»
Разработка адресована организаторам внешкольной работы, педагогам-организаторам учреждений дополнительного образования, классным руководителям, хореографам и рассчитана на учащихся средних и старших классов.
Цель: эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства.
Задачи:
- Организация содержательного досуга детей.
- Расширение кругозора учащихся в области танцевального искусства.
- Создание условий для воспитания художественного вкуса и любви к прекрасному.
Рекомендации к проведению.
Шоу-программа проводится в танцевальном или актовом зале.
Для проведения необходимы: аудиоаппаратура, фонограммы, экран с видеопроектором, видеоматериал.
Помещение оформляется репродукциями картин о танцевальном искусстве, фотографиями, плакатами с афоризмами о танце. Например:
“О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления”
“Скажи, какой твой любимый танец, и я скажу тебе, кто ты” (Дасси)
“Танец – единственное искусство, материалом для которого мы служим сами” (Тед Шон)
“Танец нельзя рассказать, его нужно станцевать” (Пэж Арден)
“Танец сквозь века”
Преподаватель. Перед началом нашего вечера мы провели экспресс-опрос и задали вопрос: “Что вам нравиться в танцевальном искусстве?”. Ответы были таковы: “Это красивые движения”, “красивая музыка”, “грация, яркие костюмы”, “танец вызывает чувство наслаждения”, “приносит радость” и т.д. В каждом вашем ответе есть слово “красота!”
А что значит прикоснуться к красоте? Вот размышления одного человека по этому поводу: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце – может быть это и есть высшее проявление культуры человека?
Итак, сегодняшний вечер мы посвящаем красоте, красоте танца – самому волнующему, самому возвышенному и прекрасному из всех искусств, поскольку танец – не просто отражение жизни, танец – это сама жизнь!
Ведущая. Танец – древний скиталец. Он пришел к нам из седой старины . По-моему, он ровесник “человека разумного”. Всем известно, что труд сформировал человека, а я добавлю – еще и танец! Он отражает, восходящую к самым ранним временам, потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь, посредством движений своего тела.
Ведущий. Археологи в разных частях света обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки (подражание пению птиц, вою зверей, шуму листвы и т.д.). Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разнообразных дудочках, на раковинах и деревянных свистульках. Многие народы Африки до сих пор играют на инструментах наших далеких предков. А их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.
Ведущая. Мы попытались воссоздать возможно один из первых танцев человечества, и вот, что из этого вышло.
(Танцевальная группа исполняет ритуальный танец Огня. Можно использовать в качестве фонограммы запись африканских барабанов)
Ведущий. Дальнейшее развитие танцевального искусства происходило по двум направлениям: простое – для народа и утонченное искусство для знати.
Преподаватель. Да, начиная с эпохи средневековья, танцевальное искусство стало активно развиваться. Танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, поклонение солнцу, необъятные дали полей. В них чувствуется что-то языческое. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки – вот и вся народная хореография.
(Средняя группа танцевального ансамбля исполняет сельский бранль. Звучит бранль композитора К.Жервеза)
Ведущая. Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в ХVI-XVII веках. Кто знает?
(Участники вечера называют полонез, мориску, ригодон, буре, павану, куранту, вольту, гальярду, менуэт)
Ведущий. И все же все эти танцы создал народ. А в высшем свете народная танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. И в 1661 году во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танцев регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании. (Танцевальная группа исполняет павану под музыку композитора Ж.Б.Люлли. Затем танцевальная пара иcполняет фрагмент менуэта под музыку композитора И.Дюссека)
Преподаватель. Танец-это культура, религия, профессия, воспитание, развлечение, история… И вот теперь переходом, как бы мостиком, от средневековья к нашему веку нам послужит фрагмент из кинофильма “Война и мир”. Первый бал Наташи Ростовой. Начало XIX века, почти 200 лет назад. Это бал русского дворянства. Наташе исполнилось 16 лет. И вы сейчас увидите, что танец действительно есть сама жизнь – столько чувства вкладывает в него юная Наташа!
(На экране фрагмент к/ф “Война и мир”)
Ведущий. Вот пришел ХХ век, изменилась жизнь – стала быстрее скоротечнее. Изменились и танцы, появились новые.
Ведущая. В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его – Испания. А сейчас сюрприз! У нас в гостях ансамбль бального танца. (Ансамбль исполняет танго)
Ведущий. А еще в те времена танцевали фокстрот, чарльстон. В 40-е годы ХХ века появились рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый танец стремительно и агрессивно выходил на арену, он появлялся словно “калиф на час” и быстро уступал место другому. Только один оказался неподвластен времени. Он появился гораздо раньше и звучит уже 200 лет. При звуках этого танца хочется кружиться, парить . Вы догадались о каком танце идет речь?
(Гости вечера дружно отвечают: Вальс. Звучит вальс А.И.Хачатуряна к драме Лермонтова “Маскарад”. Постепенно музыка приглушается)
Ведущая. Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас, сообщило свой ритм и дыхание, отразилось на лицах. А молодость вальса была бурной и шумной. Он прошел через гонения и
нападки. Само кружение партнера с дамой, то, что он держал даму за талию, казалось неслыханной вольностью. В предписаниях российской полиции при Павле 1 значилось “запрещение употреблять пляски, именуемые “вальсеном”.
Ведущий. Но вальс выдержал долгую борьбу и его затанцевал весь мир. (Звучит вальс И.Штрауса “На прекрасном голубом Дунае”. Танцевальная группа исполняет танец).
Преподаватель. Вальсы бывают разные. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-песни. “Офицерский вальс” М.Фрадкина дал начало целой серии “профессионалъных” вальсов: это “Матросский вальс” В.Сорокина, известны несколько “Солдатских вальсов”, “Шахтерский вальс” И.Дунаевского, “Школьный вальс” И.Дунаевского, есть несколько “Студенческих вальсов”, “Колхозный вальс” Майбороды.
Ведущая. А есть и другие: “Севастопольский вальс” К.Листова, “Сибирский вальс” Г.Носова, “Казахский вальс” Халиди, “Киевский вальс” Майбороды, “Минский вальс” Шумилина, “Вальс садового кольца” Птичкина, “Бамовский вальс” Туликова. В названии этих вальсов вся география огромной державы.
Ведущий. В каждом вальсе есть немного грусти. Вальс – это и воспоминания, он несет глубокие чувства, связанные с переживаниями счастья, радости и грусти, светлой надежды.
(Солистка танцевального ансамбля исполняет вальс. Звучит вальс Е. ДОГИ из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”)
Проходит время, за веком век .
Рожден веселым был человек.
Менялись моды и ритмы тоже,
Но мы без танца прожить не можем
Проходит время, за веком век .
Всегда в заботах жил человек.
Но в каждый праздник и в час досуга
Веселый танец был лучшим другом.
Проходит время, за веком век.
Пусть между нами растает снег.
И пусть на нашей большой планете
Танцуют люди и солнце светит.
( Вечер продолжается. Звучит танцевальная музыка различных стилей и направлений. Проводятся игры и танцевальные конкурсы. На экране демонстрируются фрагменты концертов известнейших коллективов и исполнителей: “Риверданс”, “Тодес”, Карлос Заура и др.)
Вопросы для викторины.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/573245
Сценарий праздника «По страницам русского народного танца».
Сценарий праздника «По страницам русского народного танца».
Каким образом учитель может организовать взаимодействие с родителями в соответствии с образовательной ситуацией? Разработайте сценарий конкретного мероприятия в рамках внеурочной деятельности с участием родителей в соответствии с конкретной образовательной ситуацией (в рамках преподаваемого Вами предмета).
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на педагогического работника возлагается обязанность « развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».
В условиях введения ФГОС ОО внеурочная деятельность приобретает особую актуальность, позволяет школьнику выбирать область интересов, развивать свои способности. Кроме того, возникает стремление к индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются навыки межличностного взаимодействия.
Внеурочная деятельность в рамках предмета «Хореография» в МБОУ СОШ № 24 осуществляется через реализацию программы внеурочной деятельности «Танцевальный калейдоскоп», а также через проведение мероприятий творческого характера (праздников, фестивалей, концертов и др.). Важную роль в развитии творческих (в том числе и танцевальных) способностей детей играет поддержка родителей и их непосредственное участие в данных мероприятиях.
Представленное мероприятие направлено на приобщение детей и их родителей к русской национальной культуре посредством ознакомления с русскими народными танцами и представляет собой праздник «По страницам русского народного танца», проведенный в рамках празднования Международного дня танца (29 апреля). Праздник входит в цикл мероприятий, способствующих приобщению к национальной культуре разных народов, в том числе народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа (танцевальный марафон «Мы – россияне», фестиваль «Югорское наследие»).
Сценарий праздника предполагает организацию подготовительной работы, проведение праздничного мероприятия и организацию рефлексивной деятельности. Дети и родители принимают непосредственное участие на всех этапах подготовки, проведения мероприятия и подведения его итогов.
Содержание мероприятия включает в себя знакомство с историей возникновения самых популярных видов русского народного танца: орнаментальный и игровой хоровод, одиночная, парная, массовая и групповая пляски, перепляс, кадриль. Предполагается непосредственное участие всех детей и родителей в хороводах, а также групп (пар) родителей и детей в представлении на сцене перепляса, массовой пляски и кадрили. Всё мероприятие сопровождается мультимедийной презентацией.
— выступление на родительском собрании (цель: заинтересовать родителей в участии в данном мероприятии, проинформировать о содержании мероприятия и подготовке к нему, определить участников для подготовки танцевальных номеров и сценических костюмов);
— оказание содействия родителям и детям в процессе подготовки к празднику (предоставление контактных данных учителя и родителей для обеспечения мобильной связи);
— уточнение сценария мероприятия с учетом предложений и дополнений участников (детей и родителей);
— оформление актового зала с помощью родителей;
— постановка танцевальных номеров под руководством учителя хореографии: орнаментальный хоровод (дети танцуют, родители поют), перепляс – 2 человека (сын и папа), пляска (танцевальный коллектив «Фортуна»), кадриль квадратная (4 пары сменного состава: папа-мама, папа – дочка);
— подготовка танцевальных костюмов, инвентаря и реквизита;
— подготовка ведущих мероприятия (3 ребенка, 3 родителя).
— ознакомление с историей русского народного танца;
— демонстрация танцевальных номеров художественной самодеятельности;
— демонстрация презентации на тему «История русских народных танцев: хоровод, пляска, кадриль»;
— вручение участникам благодарственных писем участникам мероприятия;
— рефлексия эмоционального отношения к проведенному празднику детей – участников мероприятия (прием «Смайлики»);
— анкета для родителей (анализ оценки мероприятия родителями);
— анкета для учителя (анализ качества проделанной работы).
Психолого-педагогические основы коммуникации со взрослыми людьми в процессе подготовки и проведения мероприятия включают в себя: совместную деятельность учителя, обучающихся и родителей; репетиционную работу с ведущими мероприятия, постановку танцевальных композиций; привлечение родителей к деятельности, направленной на улучшение качества мероприятия.
Администрация праздничного мероприятия: организатор мероприятия – учитель хореографии Михеева Ольга Богдановна.
Место проведения: актовый зал.
Дата проведения: 29 апреля.
Категория участников: принять участие в праздничном мероприятии приглашаются ученики 6а класса и их родители.
коллаж «По страницам русского народного танца» .
фонограммы для танцев;
русские народные костюмы;
смайлики для рефлексии.
Цель: приобщение детей и их родителей к русской национальной культуре посредством ознакомления с русскими народными танцами: орнаментальный и игровой хоровод, пляска, кадриль.
приобщать детей к русскому народному творчеству через танец;
познакомить детей с историей русских народных танцев;
познакомить детей с основными жанрами русского народного танца;
приобщить детей к национальным особенностям русской хореографии;
развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения;
сформировать чувство национального достоинства.
Сценарий праздника «По страницам русского народного танца»
Звучит песня «Барыня» в исполнении Надежды Бабкиной . Гости приглашаются в актовый зал на праздник « По страницам русского народного танца ».
Из года в год, из поколения в поколение
Традиции народа русского храним:
Мы не дадим им пасть в забвенье
Взяв у отцов, потомкам нашим их передадим.
Хороводы, пляски и кадрили
Во все века любили люди на Руси
В них величавость, и азарт, и удаль были
Размах и широта танцующей души.
Добрый день, дамы и господа!
Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященном международному Дню танца.
И сегодня нас ждет увлекательное путешествие по страницам истории русского народного танца.
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.
Каждая новая эпоха, новое политическое, экономическое и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве.
Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековой пути своего развития не раз подвергался различным изменения.
Так что же значит народный танец?
Это танец, созданный народом и распространённый в быту, обладающий национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, манере его исполнения.
Один из основных жанров русского народного танца является хоровод . Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.
На протяжении всей многовековой истории русского народа хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского человека. Ни одно игрище, гульбище, гулянье и любой другой праздник не мыслились без хоровода.
В дни народных праздников и гуляний, а то и просто вечером после работы на улице, или за околицей, или на лесной поляне собирались жители, иногда даже из соседних сел.
Парни приглядывали себе невест, в ярком и причудливом венке, а девушки присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой также старались им понравиться.
Хороводы с точки зрения хореографии делится на два вида – орнаментальные и игровые.
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.
Такие хороводы называются орнаментальными .
2.Ведущий: К вашему вниманию мы предлагаем орнаментальный хоровод «Ах утушка, ты луговая» в исполнении девушки нашего класса, в сопровождении хора родителей.
Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.
2.Ведущий: Такой хоровод называется игровым.
1.Ведущий: Мы приглашаем всех желающих принять участие в игровом хороводе «Капустка»
Все берутся за руки, начинают петь песню:
Ах, капустка, рассадка моя, только милому досадка одна.
Ах, капустка, легко стелется – двое ходят – третий сердится.
Ах, капустка, золотой корешок, а мой милый – золотой женишок!
Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего) разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего).
Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой и восьмёркой, рывками).
Следующий жанр русского народного танца мне хочется продолжить стихами:
Живёт в народе слово,
Оно во мне сейчас,
Душа рвануть готова
В безумный русский пляс.
Пляска – это и бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь.
Она дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера, показать свою манеру исполнения.
Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, «щегольнуть» сложным движением.
В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди – было бы желание сплясать.
Пляска делится на несколько видов.
Это одиночная, парная пляска, перепляс или массовый пляс.
В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерские способности исполнителя. Пляска – это самовыражение, полная самоотдача.
В одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами сапожника, гончара, плотника и т.д. Такие пляски, как правило, исполняются мужским составом.
Что касается парной пляски, то ее в основном исполняют парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. В парной пляске участвуют любящие или симпатизирующие друг другу люди. Содержание парной пляски как бы сердечный разговор влюбленных.
Перепляс – это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений – колен.
В переплясе, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов – постоянное сочинение ими движений и импровизации в момент исполнения.
3.Ведущий: Именно свое индивидуальное мастерство для вас в «Русском переплясе» и продемонстрирует семья Парамоновых.
В массовом плясе нет ограничений ни в возрасте, ни в количестве участвующих. Пляшут все одновременно, темпераментно, лихо, с большим увлечением. Они самозабвенно выплясывают свои любимые колена, импровизируют по ходу исполнения, стараясь достойно показать себя в пляске.
В групповой пляске, так же как и в массовом плясе, может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Этой пляске присуща большая организованность, нежели массовому плясу. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение.
Различные формы и построения в групповой пляске должны быть срепетированы и четко отработанны исполнителями. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто-либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь рисунок танца.
Говорить о пляске можно много, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
4.Ведущий: Русская народная пляска «Березки» в исполнении танцевального коллектива Фортуна.
Следующий жанр народного танца спрятан в загадке
Имеет разные названия,
но все же виден общий стиль.
С частушкой схожа без страдания
Простая русская . (Кадриль.)
Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английским контрдансам и является их разновидностью.
Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные залы многих стран, в том числе и России, начала распространяться в русском народе в начале XIX столетия.
Знакомство с кадрилью часто происходило на основе рассказа крепостных слуг, солдат русской армии, побывавших за границей во время войны с Наполеоном, служивых людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца, переделанные на свой манер, и свой вкус.
Русские самородки-исполнители, снискавшие себе славу отличных плясунов, плясуний, и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей.
Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или городка, а также требования времени.
Кадрили бывают квадратные, линейные.
Квадратную кадриль называю по разному, часто – «угловая», иногда – «на четыре стены» или по «углам», так как в этой кадрили принимает участие четыре пары.
А вот линейной или в двухрядном построение, могут принимать участие четыре, шесть, восемь и более пар.
5.Ведущий: Квадратную кадриль для вас исполнят семьи Сорокиных, Борис, Столяровых и Дудко.
1. Народный танец – это……. ( танец созданный народом и распространенный в быту).
2. Назовите самый древний массовый танец-игру, свойственный всем народам.
3. Назовите виды хороводов. ( Орнаментальный и игровой ).
4. Танец без правил — это. Что? ( Пляска.)
5. Перечислите виды плясок. ( Одиночная, парная, перепляс, массовый пляс ).
5.Танец в исполнении пары влюбленных. ( Парная пляска ).
6. Сколько пар танцуют квадратную кадриль? (Четыре).
7. Как называется кадриль шесть, восемь и более пар? ( Линейная ).
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Мы говорим вам:
«До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Желаем чаще в гости приходить
Плясать и петь на сцене с нами
Детей и внуков школу приводить,
Мы предлагаем вам дружить домами!
Рефлексия.
Закончим наше мероприятие с определения вашего настроения. Для этого мы приготовили 2 смайлика, на которых нарисованы лица: веселое и грустное. Посмотрите на них внимательно и выберете себе то настроение, с которым вы уходите сегодня из нашей гостиной, а затем положите в ларец.
Анкета для родителей
Удовлетворены ли вы качеством проведенного мероприятия?
Полезна ли была сегодняшняя встреча?
Что Вам запомнилось больше всего?
Анкета для учителя
Взаимодействие родителей с детьми в рамках данного праздника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Достижение целей и задач данного мероприятия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Необходимо суммировать баллы ответов и разделить на число диагностируемых параметров, затем сравнить полученный результат с расшифровкой баллов, приведенных ниже.
1 балл – очень низкий уровень проведенного мероприятия; 2 балла – низкий; 3 балла – ниже среднего; 4 балла – чуть ниже среднего; 5 баллов – средний уровень; 6 баллов – чуть выше среднего; 7 баллов – выше среднего; 8 баллов – высокий; 9 баллов – очень высокий; 10 баллов – наивысший.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ
ФГОС Примерные программы начального общего образования. – «Просвещение», Москва, 2010.
Климов А. Основы русской народной хореографии. — М., 1981, с.9-159.
Ткаченко Т. Народные танцы. — М., 1975,с. 6-35.
Устинова Т. Беречь красоту русского танца. – М., 1959, с. 4-10.
Шахматова Л. Сценические этюды. Учебное пособие. — М., 1966, с. 5-9.
Источник статьи: http://infourok.ru/scenariy-prazdnika-po-stranicam-russkogo-narodnogo-tanca-1898959.html